Главная/Литература - источник мудрости./Рассказ Веры Пановой "Сережа".

Рассказ Веры Пановой "Сережа".

Рассказ Веры Пановой "Сережа" - история обычного ребенка, которому предстоит пройти, к сожалению, знакомые многим процессы разочарования в жизни, отказа от себя истинного ради себя хорошего и удобного взрослым мальчика. Рассказ написан простым языком, потому что должен быть одинаково понятен и взрослым, и детям. Взрослых он располагает к себе наивностью, а детям чтение будет понятно и доступно, потому что автор ведет диалог с читателем на знакомом языке.

 

С первых страниц рассказ подкупает отношением нового мужа мамы к пятилетнему Сереже. Послевоенное время, мужчин, вернувшихся с фронта, не хватает, но Сережиной маме везет: в их дом начинает захаживать Коростелев, который берет ребенка под свою взрослую опеку. Они много играют и гуляют, проводят вместе большую часть свободного времени по-настоящему занятого мужчины. Сережа души не чает в отчиме. Он обожает его не столько за подарки или сдержанные обещания, сколько за ощущения постоянного присутствия рядом и поддержки. Коростелев стал для мальчика человеком, который безоговорочно принял его, создав вместе с мамой Серёжи атмосферу согласия с его существованием. А это очень важно в любом возрасте, но в детстве особенно. Мы можем простить другому нелюбовь, ненависть, равнодушие и в этом жить, но мы не может без чувства согласия внешнего мира с нашем присутствием.   Когда такого согласия нет, это читается психикой как отсутствие права на проявление себя в мир, как ощущение себя не на своем месте при непонимании, где же это «мое место», собственно, находится. Сережин «новый» отец делает для ребенка абсолютно правильные вещи. Мальчику не нужно быть хорошим и удобным, чтобы его принимали, ему достаточно просто быть. Росший в принятии и заботе, Сережа не знал прежде, что значит добиваться любви. Ему не надо было никого из себя изображать, не нужно было быть хорошим или что-то такое делать, чтобы окружающие оценили это, за что согласились бы его любить. Безусловная любовь окутывала его по праву рождения.

 

Но Сережа взрослеет, и что-то в жизни его начинает меняться. Однажды мама ругает Сережу за то, что он нагрубил взрослому человеку. Она ждет, пока сын раскается, попросит прощения, а он только сжимает губы, «отводит глаза, ставшие грустными и холодными», совершенно не чувствуя себя виноватым, ведь вслух Сережа произнес только свое мнение. Мама напоминает, как правильно себя вести и чего не должен делать ребенок. Женщина настаивает на том, что он должен безоценочно уважать всех взрослых. ведь они всегда знают больше и живут дольше.

 

Мысль, на мой взгляд, довольно спорная. Значительное количество проблем, которые я наблюдаю у своих учеников, связано именно с этой идеей. Подросток часто не допускает, что взрослые могут ошибаться, тем более родители, в силу этого слепо следует их советам, слава Богу, если данным из любви, а не от страха и собственной неприкаянности. То есть, если сосед оказался не прав или как-то криво ведут себя родители друзей, подросток понять может, но свои собственные родители обычно святые люди.

 

Получается, вдалбливая в голову  пятилетнего героя мысль о безоговорочном уважении «пьяницы» и «олуха», желая вырастить хорошего, воспитанного, всем удобного ребенка, за которого не стыдно, мама мальчика, сама того не подозревая, учит его постепенно отказываться от себя, игнорируя свое мнение, толкая его с дорожки настоящести на дорожку хорошести. В рассказе ситуацию спасает Коростелев, поддерживая Сережу в его правде, для которого это значит гораздо больше: он остается в ощущении, что с ним все в порядке, можно продолжать быть собой.

 

Жизнь течет, в семье рождается еще один ребенок, а вместе с этим приходит и большая беда: родители с младшим братом переезжают в другой город, оставляя Сережу на попечение соседей. Для главного героя это трагедия. И детская психика находит объяснение причин стремительно наступающей отверженности и покинутости: «я недостаточно хороший для родителей, со мной не все в порядке, поэтому меня не берут». Он обещает родителям не болеть, умоляет взять с собой. Так включается уродливый механизм «я буду таким, каким вы хотите, только не бросайте меня одного, я готов на все, только не покидайте меня, я могу быть каким угодно, только не лишайте меня своей любви». Ребенок делает вывод, что с ним что-то стало не так и это надо исправлять, что плохо  быть собой, а надо быть кем-то хорошим, удобным тогда есть шанс остаться любимым и нужным. Знакомая история?

 

Рассказ «Сережа» написан в 1955 году, во время, когда атеизм уже проник в кровь, когда человек стал полагаться только на себя, чего прежде в нашей культуре никогда не было. В повести Л.Н.Толстого «Детство», которая создает такое же теплое ощущение родства, наивности и чистоты детского мира тоже есть описание процессов формирования характера и психики ребенка, но это совсем другая история. Примерно в том же возрасте, что и Сережа, Николенька Иртеньев теряет свою матушку, которая последние свои слова обращает к Богу и Божьей Матери с просьбой не оставлять ее детей. Главный герой повести Л.Н. Толстого с раннего детства приучен молиться и смиряться с волей Божьей, находя в ней опору и отраду. В Николеньке после смерти матушки не формируется ощущения брошенности и поломанности, потому что он знает одну фундаментальную для здоровья психики вещь: он не один, в его жизни всегда есть Бог, который его любит, а значит, с ним все в порядке, ему не нужно никем быть, кроме самого себя. Да, в подростковом возрасте герою предстоит пройти ряд кризисов, но они не про то, как стать для всех хорошим ради ощущения любимости и принятости. С его существованием на этой земле согласен Бог, большего и не нужно для ощущения безопасности и чувства внутренней целостности. ЕГО любви достаточно, нет необходимости выпрашивать ее у других. И хорошим быть для этого не нужно, можно быть собой.

 

К сожалению, такого фундаментально спасительного убеждения нет у Сережи. Он чувствует себя беспомощным перед миром взрослых, говоря родителям, что любые его действия бессмысленны, ведь они уже все решили. Беспомощность и уныние – эта сигналы души об отсутствии базовой безопасности, о том, что если не будет найдена крепкая опора, начнется процесс разрушения психики.

Отец в последний момент меняет решение, ребенка забирают с собой, но… механизмы доверия жизни подорваны, хорошесть начинает порабощать ребенка.

 

Сережа слишком мал и несамостоятелен, за него несут ответственность родители, пока он сам себе помочь не может, но мы то можем. Мы взрослые, и у нас есть волшебные подсказки, как собрать себя и вернуть себе право быть собой.

Записаться на пробное занятие
График работы:
10.00-21.00 Пн-Сб
Телефон:
ОГРНИП: 314500923200025
ИНН: 344113309256
ОКВЭД: 85.41.2
Оставьте заявку
Наши менеджеры свяжутся с Вами в течение 5 минут
это поле обязательно для заполнения
Ваше имя:*
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
Я ознакомлен(а) с пользовательским соглашением*
Спасибо! Форма отправлена